За последние 5-8 лет Малый и средний бизнес в Кыргызстане развивается очень активно. В бизнесе применяются всё новые инновационные подходы решений, наблюдается активность в создании кооперативов и ведение партнерской деловой деятельности. Все это залог развития страны в целом. Однако в любой новой или в развивающейся предприятии когда-то появляется необходимость дополнительных финансов для решения определенных задач. В подобной ситуации большинство предприятий ищут источник финансирования. На практике консультантов ЦПП, предприниматели просят разработать Бизнес план для того, чтобы обратиться в финансовые институты или к потенциальным инвесторам, с целью убедить их, что это интересный проект, который окупит вложенные силы и деньги. Но он необходим и для самого предприятия, чтобы лучше понимать собственный бизнес. Итак, что такое бизнес план? в этой статье мы более подробнее и детальнее расскажем об этом.
Бизнес-план — это документ, где прописана подробная и структурированная программа действий предприятия на ближайшие года. В этом документе обязательно должно быть расписана информация о вашей деятельности (производимых товаров и услуг), планируемые цели, задачи и как их достигать. При этом документ должен содержать финансовые расчеты, а также проанализированные данные о возможных рисках, которых по отдельности легко упустить.
Бизнес-план обычно готовили на три-пять лет вперед, но пандемия COVID-19 изменила такое видение. Большинству компаний в этот период пришлось адаптироваться и переходить на новые условия рынка минуя свои долгосрочные бизнес планы. К тому же в век цифровизации наблюдаются большие перемены в бизнес секторе, поэтому учитывая данные обстоятельства, бизнес план по усмотрению можно разработать и на 1 год.
Важно!
Бизнес-план должен быть целостным, логичным и обоснованным. Необходимо использовать факты, данные и исследования для подкрепления своих утверждений. Нужно придерживаться реалистичности и основываться на достоверных прогнозах и предположениях. Так же приветствуется указать о возможных знаниях секретной технологии производства или же другие конкурентоспособные качества. Бизнес-план обязательно должен ответить на вопросы: сколько денег требуется на проект и в какие сроки он окупится?
Давайте рассмотрим что должен содержать бизнес план в развернутом виде:
1. Резюме
В этом разделе пишется краткое описание проекта, информация о потребителях и потенциальных партнерах о преимуществах вашего продукта или услуги. Кроме этого дать определение о важности и значимости вашего продукта для общества. Нужно указать, какая сумма вложений вам необходима, где планируете его получить и на каких условиях. Опишите ключевые этапы развития проекта и обязательно приведите сроки его окупаемости и планируемую прибыльность.
Первый пункт очень важен в том плане, что здесь прописывается выводы по проекту и любой кто прочитав резюме, должен решить: нужно ли изучать ваш план дальше или не стоит тратить на него время.
2. Описание продукта
В этом разделе надо детально описать услугу или товар, который вы предлагаете, и проанализировать их потенциал. Прописать какую проблему общества решает ваш продукт или услуга. Вы можете привести сравнение своего товара с аналогичными и предложить варианты совершенствования своего продукта.
Стоит отметить что многое будет зависеть от того, как вы презентуете свой продукт или услугу. Потребитель должен почувствовать отличие и получить новые эмоции.
3.Анализ рынка
Есть два основных метода проведения анализа рынка - офисный и полевой. Офисный метод анализа предполагает изучение рынка путем посещения сайтов, страниц социальных сетей, получения данных с Национального статистического комитета КР., обзвоны и т.д. А полевой метод подразумевает прямой контакт с потребителями и конкурентами, посещения выставок, опросы, контрольные закупки, проведение хронометража показателей и тд.
Анализ рынка дает вам сделать вывод: на какую долю рынка вы можете претендовать и на основании этого можете проводить финансовые расчеты.
4. Целевая аудитория
Надо знать, кому вы будете предлагать свой товар или услугу. Поэтому следует определить ваших потенциальных покупателей путем приведения конкретных наборов характеристик. Вот что нужно знать, чтобы правильно определить и сегментировать аудиторию:
Пол - у мужчин и женщин разные потребности и возможно разные ценности. Считается что мужчины ориентируются на цифры и факты, а женщины на эмоциональный контент. Отсюда вывод есть смысл по-разному продавать один и тот же продукт мужской и женской аудитории.
Возраст – Подросток и Старшее поколение — это разные группы целевой аудитории, с разными запросами, проблемами и ожиданиями. Возраст есть смысл учитывать и при подготовке контента, и при запуске рекламных кампаний.
Финансовый уровень целевой аудитории - В эконом-сегменте для продвижения товаров, услуг и повышения объемов продаж хорошо работают скидки и акционные предложения. В люксовом сегменте и при крупных покупках откровенные скидки, акции и даже непродуманные подарки за покупку скорее оттолкнут.
Профессия/сфера деятельности - Сфера деятельности всегда накладывает отпечаток на потребительское поведение человека. Так, для офисных сотрудников в компаниях с жестким дресс-кодом важна качественная офисная одежда, музыкантам и врачам нет смысла предлагать услуги по наращиванию ногтей, а удаленный сотрудник-копирайтер вполне может стать клиентом курсов по личному тайм-менеджменту. А также другие определения, учитывая уникальность вашего товара.
5. Производственный план и расчет себестоимости
Для расчета себестоимости вам нужно оценить:
· прямые затраты на производство или закупку сырья и упаковки у поставщика;
· оплату труда сотрудников в расчете на единицу товара;
· косвенные затраты: аренду помещения и оборудования, коммунальные услуги;
· затраты на рекламу и продвижение;
· финансовые затраты на обслуживание кредита или займа.
6. План продвижения
Цель продвижения — успешно вывести товар на рынок и захватить свою долю потребителей. План продвижения отвечает на вопросы:
· Какое предложение сделать покупателю?
Оно включает не только цену на сам продукт, но и дополнительные услуги, например бесплатную доставку, скидки и спец. предложения.
· Какие каналы продаж использовать?
Это могут быть не только прямые контакты с покупателями, но и партнерские каналы.
· Как стимулировать продажи?
Можно вводить бонусные программы, скидки постоянным покупателям, карты клиентов.
· Какую рекламную поддержку выбрать?
Можно использовать прямую рекламу, участвовать в мероприятиях партнеров, подготовить статьи для популярных онлайн-ресурсов, стать спонсором конкурсов в соцсетях и так далее.
7. Организационный план
Здесь вы описываете структуру компании.
· Организационно-правовая форма
· Структура компании
· Планируемые подразделения
· Состав управления их ФИО, возраст, образование, опыт работы
· Персонал - Число работников, их должности и оплата их труда
Укажите, какие подразделения в нее войдут, кто кому подчиняется, а также составьте штатное расписание: список нужных специалистов с указанием зарплат. Важно определить круг их обязанностей и порядок взаимодействия между подразделениями.
8. Финансовый план
Вам нужно описать все источники финансирования и доходы, а также все расходы — разовые, регулярные и периодические — с учетом маркетингового, производственного и организационного планов.
Заранее продумайте, на какие деньги вы будете развивать бизнес. Сколько собственных средств вы готовы вложить? У кого смогли бы занять дополнительные? Например, у банков или микрофинансовых организаций. А может быть, вы обратитесь к инвесторам, которые получат долю в компании и станут вашими партнерами.
С учетом финансового плана вы сможете посчитать, сколько денег вам потребуется на запуск проекта, когда он выйдет на самоокупаемость и когда удастся вернуть все вложенные средства.
Если вы сомневаетесь в своих расчетах, лучше привлечь к составлению финансового плана специалиста. Это стоит некоторых денег, но затраты будут гораздо ниже, чем в случае ошибки.
9. Оценка рисков
Любая деятельность сопряжена с рисками, но это не значит что не стоит начинать свою деятельность. Необходимо проделать работу по минимизации рисков путем исследования исторических данных других компаний, которые столкнулись с определенными проблемами. Провести необходимые анализы и опросы потребителей. Найти доверенных партнеров и поставщиков сырья или услуг.
Вышеописанная данная модель бизнес плана один из примеров, которым я пользуюсь при разработке инвестиционных проектов, и он не является окончательной.
Куда обратиться с бизнес планом?
На сегодня в КР есть множество финансовых институтов, где можно получить срочные и возвратные денежные средства, на определенных условиях и тарифах. А что касается грантового финансирования бизнеса и социальных проектов в мире их насчитывается около 13 тысяч источников, которые открыты предложениям из разных стран мира, в т.ч. и из Центральной Азии. Важно понимать, что каждый из них имеет свои условия и требования. Поэтому целесообразнее ознакомиться с их условиями предварительно на их сайтах или в других источниках и уже потом предпринимать дальнейшие действия.
Есть информационная/консультационная платформа Сonnect4Pro, которая помогает частным лицам, малому и растущему бизнесу находить возможности финансирования у институциональных инвесторов, банков, донорских организаций и т.д. Вы можете ознакомится с данной платформой по следующей ссылке https://invest.connect4.pro/b где найдете базу данных инвесторов, доноров, бизнес-планов и других типов шаблонов финансовых приложений.
А так же в рамках проекта «Укрепление потенциала для финансирования устойчивого развития в регионе СНГ», Министерство экономики и коммерции КР, предлагает предпринимателям шаблоны бизнес-планов с которыми вы можете ознакомиться по следующей ссылке ttps://mineconom.gov.kg/ru/direct/business_project_templates_for_entrepreneurs
В конце, как рекомендации в разработке бизнес плана могу добавить следующее:
Используйте графики и диаграммы – они визуально помогают сориентироваться в финансовых показателях.
Приводите цифры - Любые показатели, текущие или будущие, должны быть измеримы. Если не сильны в математике, доверьте анализ специалисту — это стоит того.
Планируйте поэтапно - Если бизнес-план охватывает период в несколько лет, для первого года делайте помесячный прогноз, для второго – ежеквартальный, для последующих — годовой.
Ставьте достижимые цели - Пусть развитие будет более медленным, но уверенным.
С уважением, бизнес консультант центра поддержки предпринимательства Нурсултан Сулайманов!